Еженедельник "Аргументы и Факты" № 49 07/12/2016 07.11.2016 год

Сегодня почти на всех телеканалах есть шоу, «штампующие» звёзд эстрады. Их имена по окончании телепроектов очень быстро забываются, а люди исчезают с экранов. Что на самом деле нужно, чтобы стать знаменитым, рассказал в эксклюзивном интервью «АиФ-Ярославль» народный артист России Олег Митяев.

Как стать знаменитым?

Любовь Балашева, «АиФ-Ярославль»: Олег Григорьевич, если сравнить нынешнего молодого человека, например, из Ярославля, и вас, 20-летнего, живущего в Челябинске. Насколько велика разница в возможностях стать знаменитым у этих двух людей?

Олег Митяев:  От человека и времени это совершенно не зависит. Если раньше я предполагал, что у каждого есть судьба, то сейчас я в этом уверен на 100%. Приходит понимание, что всё в жизни не случайно. Бывает, какая-то мелочь выливается в целое дело.

Например, в детстве я выбирал, какой язык изучать в школе, в 5-м классе. И поскольку в группе английского языка места закончились, я спросил у мамы, что делать. «Учи немецкий, - сказала мама. - Ты на немца похож». Так я стал учить немецкий. Зачем - я не знал. Но, в конце концов, я попал в Германию, провёл там более 400 концертов и сейчас собираюсь выпустить диск своих песен на немецком языке. Это невероятно, что я вышел на этот уровень. Я мог бы без этого прожить, но судьба так распорядилась. И это только один пример. С другой стороны, есть теория, что надо надеяться на Бога, молиться, полагаться на него и не строить планов. Но и сидеть сложа руки тоже нельзя. Надо доводить начатое до конца, пробовать, набираться опыта… Всё-таки дать совет, как стать знаменитым, я, наверное, не могу.

- А если сопоставить преграды, стоящие на пути талантливого человека тогда и сейчас?

- Художника-мультипликатора Юрия Норштейна недавно спросили: «Над чем вы сейчас работаете?» Он сказал: «Я работаю над собой». Наверное, самое главное препятствие на пути к продвижению своего таланта, - это борьба с собой. Кому-то лень пойти и предложить свою музыку, стихи, повесть или картину. Кому-то - непривычно. Но надо с собой бороться. А самое главное - ответить себе на вопрос: куда пойти учиться? Я даже песню написал с таким названием. Прежде всего, надо посмотреть в себя и решить, к чему ты годен.

 - А можно самому определить своё предназначение?

- Я думал, что можно. Просто надо взять «специальную книжку», полистать и в душе на что-то откликнуться. Но оказалось, что нет.

Уж сколько я пытался не писать песен! Приходят люди и спрашивают: «Ну что, исписался?» Я вздыхаю, но сажусь и пишу. Нельзя сказать, что это лёгкая стезя. Сидишь «допиливаешь», «достраиваешь» песню… Но если бы не было какой-то маленькой искорки, изначальной, то, наверное, я бы и не дописывал их. А вот где у тебя «заискрит» - в поварском деле, в швейном или в поэзии? Надо всё попробовать. (Олег Митяев закончил монтажный техникум, затем - Челябинский институт физкультуры по специальности «тренер по плаванию», в 1991 году окончил ГИТИС им. Луначарского (ныне Российская Академия театрального искусства). Песни пишет с 1979 года. - Авт.).

Что трогает до слёз?


- Ваши песни очень лиричны. На ваших концертах люди, бывает, плачут. А что вас самого может растрогать до слёз?

- Ой, если я начну рассказывать, сам заплачу. Вот буквально вчера приезжали два молодых человека из Челябинска, которые участвовали в съёмках документального фильма «Алёна в Стране чудес». Это картина о маленькой Алёне, которая занимается с девочкой-аутистом, тоже Алёной. С такими детьми очень сложно - они особенные, сами в себе, и очень трудно их оттуда вытащить наружу. А ей удалось! И когда показывали этот фильм во Дворце пионеров Челябинска на открытом уроке, был полный зал - 300-400 подростков. После просмотра фильма на сцену вышла главная героиня с этой девочкой и объявила: «А сейчас Алёна вам споёт». Наступила полная тишина. И Алёна запела…Тут просто любой заплачет. На этом уроке были знаменитые московские артисты, лауреаты премии «Светлое прошлое», спортсмены и космонавты - все они были в полном восторге и потом только об этом и говорили.

- Вы много лет живёте в Москве. Стали столичным человеком, или провинциал в вас ещё жив?

- Я - «многостаночный», «многоотросточный» провинциал. Очень много городов в провинции стали мне дороги. Но в Москве я вынужден был осесть. Поскольку столица - это перекрёсток всех дорог. А Челябинск всё-таки чуть в стороне. Но родина есть родина - там и детство, и юность… Другой не будет. И с родным Челябинском у меня по-прежнему крепкая связь.

- Вы артист с большим стажем. Ещё волнуетесь, выходя на сцену?

- Наверное, это теперь больше похоже на мобилизацию. Не волнуюсь, а мобилизуюсь. И даже если появляется какая-то безответственность, то это до первой помарки или ошибки.

Или слова забыл, или не ту струну задел. Живой интерес слушателя заставляет тебя выходить на его уровень. И так «заваривается» взаимный обмен энергией.

- Насколько вы честны в своих песнях? Строчка из песни «Он обманет вас любой ценой» - это про вас?

- Эта строчка, так получилось, написана даже не про одного человека. Но и про меня, конечно, иначе как я это могу знать? Так же, как моя песня «Воскресение» написана и про Шукшина, и про Высоцкого, и про Визбора. Про дорогого мне человека.

- Ваши песни помогают выжить в трудных жизненных ситуациях. Какие песни в таких случаях слушаете вы?

- Стыдно сказать, у меня таких случаев не было. Я иногда думаю: а случись у меня что-нибудь, не приведи Господи…Как себя поведу, неизвестно…То есть я какой-то непроверенный в этом смысле человек. Бережёт меня судьба.

Куда деваться от шансона?

- В Ярославле выступает много артистов, но, увы, традиционно лучше билеты продаются на попсу и шансон. Почему, как вам кажется, так происходит? Не перепутаны ли понятия бардовской песни и шансона?

- Давно есть замечательное слово - шансон. Но сейчас его испортили. Есть великие традиции французского шансона, где текст очень важен. Это и есть та авторская песня, о которой мы мечтали, когда я этим увлёкся. Но какой-то неумный человек придумал понятие «русский шансон», под которое подогнали блатняк, тюремные песни. Теперь и не знаешь, как называть это направление. Осталось верным только название, данное гением Высоцкого, - авторская песня. Есть ещё название - городской романс. А на самом деле это хорошие стихи, положенные на хорошую музыку и прочувствованно спетые. Но сегодня этого, увы, нет, какую программу ни включи. У нас существует пропасть между каналом «Культура» и каналом «Шансон». Предположим, 70 процентов населения включат «Шансон» и скажут: «Какой ужас!» И переключат на канал «Культура». А там идёт концерт из Венской оперы, до которого они не доросли в музыкальном смысле. И получается, что слушать нечего. Посередине только попса. И что с этим делать, как поднимать планку? Я потерял всякую надежду, что ситуацию можно изменить. Но с собой ничего поделать не могу. Я продолжаю писать так, чтобы мне это нравилось.